Декабрьский стрим ММСО.Зализняк мы посвящаем морфемике и словообразованию — разделам, сегодня незаслуженно обделенным вниманием в школьной программе. Почему незаслуженно? Потому что морфемика и словообразование, шагающие бок о бок (иногда даже сложно понять, где заканчивается одно и начинается другое), предлагают школьнику инструменты для грамматического и семантического анализа, но в то же время на них в программе выделено суммарно около 20 часов — в 5-6 классах. Так, видимо, мы лишаем школьника возможности увидеть структуру слов и почувствовать вкус и пользу от сборки/разборки словесного конструктора. Или все-таки нет?
И здесь, чтобы разобраться, важно очень спокойно и вдумчиво поговорить о фундаментальном — о грамматическом значении и о лексическом, о том как собирается слово, из чего оно состоит, как меняется или оказывается встроенным в другую более сложную конструкцию. Здесь придется очень внимательно отнестись и к прошлому, и к настоящему, и к будущему, к собственному и заимствованному, возможному и недопустимому. Поэтому-то мы начнем со словообразовательного «Таймлайна» и обозначим основные точки в развитии учения о структуре слова.
В «Точке входа» вместе с коллегами-словесниками, представляющими все этапы школьного образования, обсудим, как и с чем морфемика и словообразование пришли в школу, какие дают возможности и налагают ограничения, кто, как, когда и зачем к ним обращается, как связаны морфология, морфемика, словообразование, этимология, лексикология и синтаксис, куда смотреть в учебнике и что искать за его пределами. Узнаем о деятельностном подходе и о том, какую разработку по словообразованию сделали за последний год в МЭШ и какие разработки в ближайших планах.
В рубрике «Взгляд со стороны» мы попросим вузовских методистов рассказать о том, какие запросы в области морфемики и словообразования у школьников и их учителей сформировались на данным момент и какие рассматриваются решения.
А «Вызов времени» мы оставим для ученых, чтобы они обозначили контуры ближайших актуальных исследований по морфемике и словообразованию, а также на стыке этих дисциплин с различными предметными областями, чтобы ученые помогли ответить на вопросы «Что дальше?» и «Что дает на школьном уроке сравнение словообразовательных моделей и морфемного устройства нескольких языков?».
тематический куратор конференции «ММСО.Зализняк», учитель русского языка в школе «Летово», эксперт ОГЭ, автор курсов по словесности и функциональной грамотности
Декабрьский стрим ММСО.Зализняк мы посвящаем морфемике и словообразованию — разделам, сегодня незаслуженно обделенным вниманием в школьной программе. Почему незаслуженно? Потому что морфемика и словообразование, шагающие бок о бок (иногда даже сложно понять, где заканчивается одно и начинается другое), предлагают школьнику инструменты для грамматического и семантического анализа, но в то же время на них в программе выделено суммарно около 20 часов — в 5-6 классах. Так, видимо, мы лишаем школьника возможности увидеть структуру слов и почувствовать вкус и пользу от сборки/разборки словесного конструктора. Или все-таки нет?
И здесь, чтобы разобраться, важно очень спокойно и вдумчиво поговорить о фундаментальном — о грамматическом значении и о лексическом, о том как собирается слово, из чего оно состоит, как меняется или оказывается встроенным в другую более сложную конструкцию. Здесь придется очень внимательно отнестись и к прошлому, и к настоящему, и к будущему, к собственному и заимствованному, возможному и недопустимому. Поэтому-то мы начнем со словообразовательного «Таймлайна» и обозначим основные точки в развитии учения о структуре слова.
В «Точке входа» вместе с коллегами-словесниками, представляющими все этапы школьного образования, обсудим, как и с чем морфемика и словообразование пришли в школу, какие дают возможности и налагают ограничения, кто, как, когда и зачем к ним обращается, как связаны морфология, морфемика, словообразование, этимология, лексикология и синтаксис, куда смотреть в учебнике и что искать за его пределами. Узнаем о деятельностном подходе и о том, какую разработку по словообразованию сделали за последний год в МЭШ и какие разработки в ближайших планах.
В рубрике «Взгляд со стороны» мы попросим вузовских методистов рассказать о том, какие запросы в области морфемики и словообразования у школьников и их учителей сформировались на данным момент и какие рассматриваются решения.
А «Вызов времени» мы оставим для ученых, чтобы они обозначили контуры ближайших актуальных исследований по морфемике и словообразованию, а также на стыке этих дисциплин с различными предметными областями, чтобы ученые помогли ответить на вопросы «Что дальше?» и «Что дает на школьном уроке сравнение словообразовательных моделей и морфемного устройства нескольких языков?».